Урок-конспект по теме: "Весна в стихах русских поэтов"

Виноградов Весна идет!

Задачи урока:

  • - Закрепление уже сформированного представления о весне;
  • - Знакомство детей с аллегорически и художественно представленной весной в стихах русских поэтов;
  • - Знакомство детей с развивающей игрой «буриме» с помощью учителя;
  • - Продолжить прививать учащимся чувство прекрасного, правильных культурных преференций.

Оборудование:

  • - Распечатанные на цветном принтере или подготовленные в электронном виде для демонстрации на проекторе, экране портреты русских поэтов, красивое изображение весеннего леса с яркими представителями фауны (птички, белочки, зайчики…);
  • - Цветные мелки, маркеры выделения;
  • - Маленькие листики для голосования (5х5 см);
  • - Красивый настенный календарь (желательно разбитый на группы - времена года).

Планируемые результаты:

  • закрепление изученного ранее игровым методом, яркими впечатлениями от процесса урока;
  • понимание поэзии, как способа передать чувства, полученные художественным способом восприятия мира.

Ход урока

Перед началом занятия, учитель пишет на доске (выводит на экран/проектор):

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День-деньской от зари до зари!

(Русский поэт Никитин Иван Саввич, стих «Весна»)

Учитель: «Дети, что такое стих и кто такие поэты?» Дети пробуют ответить. Надо подтолкнуть их к ответу, что стих – это способ передачи впечатление, настроения словами, построенными в определенном созвучном порядке, чтобы стих был милозвучным и легко читался. Поэты – это люди, которые пишут стихи.

Учитель читает стих «Весна» Никитина И.С., чтобы показать где правильно ставить ударения и как интонировать, второй раз читает вместе с детьми.

Учитель: «Дети, кто знает, каким словом называют определенный созвучный порядок в стихах?» Ответ – рифма, слог, назвать детям примеры рифмы. «Наступает-утопает, летят-шумят, соберутся-польются, посмотри-зари.»,- подчеркнуть пары одинаковыми цветами. Пояснить смысл метафор стиха: «Журавли караваном летят» – в большом количестве в определенном построении -«клине» (нарисовать «галочкой»), «В ярком золоте день утопает» - много солнечных лучей, тепла, золото – символ солнца, «гости» - птички.

Учитель: «Дети, на что похожа весна? Какие у вас возникают картинки в голове при произнесении этого слова?» Учащиеся проводят ассоциации с утром, рассветом, обновлением, теплом, радостью, светом, зелеными деревьями…

Учитель: «Вы любите весну? Она красивая пора года? Почему вы ее любите?» Дети отвечают, соглашаются, что она красивая и они ее любят.

Учитель: «Вот поэтому многие поэты нашей страны написали множество строк об этой долгожданной, веселой и игривой поре. Послушаем же три урывка из стихов русских поэтов и проголосуем, выберем лучшего поэта.»

Три стиха желательно озаглавить именами поэтов для того, чтоб детям было проще выбирать и голосовать. Если выводить на проектор, то выводить лучше три на 1 слайд 3мя столбиками в 1 ряд.

Стихи:

1. А.С. Пушкин (из «Евгения Онегина»)

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

2. Ф.И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

3. А.А. Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Учитель: «А теперь проголосуем. Стих какого поэта самый красивый?» Раздаются бумажки для голосования и подсчитываются голоса. Оглашается победитель.

Учитель: «Кто хочет на оценку красиво прочитать стих победителя еще раз?» Читает, получает оценку.

Физкультминутка

Развивающая игра

Учитель: «А теперь самое интересное! Кто знает, как играть в «буриме»? И, вообще, что это такое?» Буриме - игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Учитель: «Попробуем. Я говорю слова, а вы им рифму, например – «синичка», а вы придумываете слова, которые заканчиваются на «-чка» - «птичка, спичка».»

Тренируемся:

Море на «-оре/-ре» – заборе, дворе, январе, декабре, бульваре

Победа на «-еда/-да»– меда, соседа, непоседа, беда, еда

Класс разбивается на три равновеликих группы детей.

Учитель: «А теперь та группа, которая первая сочинит стих на 4 рядочка, который начинается словами «Мы любим весну прекрасную…», получит вся по «5», можно подходить советоваться ко мне.» Первую строку учитель пишет на доске, по готовности выслушивает готовые стишки. Помогает рифмовать.

Домашнее задание

Подготовить маленькое любимое стихотворение про весну, учить не нужно, надо уметь красиво прочитать.

Рекомендации для занятий в семье

Провести культурную прогулку по весеннему бульвару, парку, обсуждая с ребенком красоту весны, наделяя деревья эпитетами вместе с дитем («стройная березка», «могучий дуб», «голосистая пташка»….).


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.